Халемская Юлия Геннадьевна
Санкт-Петербургская Академия
Постдипломного Педагогического Образования
ПОНЯТИЯ «САМОРАЗВИТИЕ» И «САМОАНАЛИЗ» В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Последние годы XX - начала XXI столетий знаменуют собой период кардинальных преобразований в российском обществе. Знаниевая парадигма сменилась общей гуманистической направленностью образования, обращением к общечеловеческим ценностям, главной из которых выступает личность во всем многообразии ее проявлений. Развитие и саморазвитие личности - вот та проблема, которая волнует в настоящее время умы ученых, определяет приоритеты педагогических исследований.
Историко-педагогический анализ свидетельствует, что личностная ориентация образования была характерной чертой пореформенной педагогики, когда развитие личности рассматривалось в тесной связи с ее саморазвитием, а технологии обучения и воспитания во многом основывались на самообразовании и самовоспитании (П.Ф. Каптерев). Отечественными педагогами было сделано чрезвычайно много как для формирования теоретических основ самообразования, так и для реализации своих замыслов, и накопленный ими опыт представляет для нас не только познавательный, но и практический интерес.
П.Ф. Каптерев отводит педагогу роль «служителя процесса саморазвития». Мы понимаем, что любой самоанализ, любая рефлексивная деятельность является результатом определенного уровня саморазвития человека. Существующий термин «социально-профессиональная мобильность» как нельзя лучше отражает современные реалии и требования к учителю. В настоящее время все больше педагогов и руководителей учреждений осознает необходимость творческого подхода учителей к своей деятельности, необходимость в саморазвитии, анализе своей собственной деятельности и своего места в профессии. Известны слова А. Дистервега о том, что «без стремления к научной работе учитель … деревенеет, каменеет, опускается».
Истоки научного подхода к проблеме самоанализа можно найти еще в философских высказываниях Сократа и Гераклита, утверждавших необходимость обращения к внутреннему миру человека, самопознанию. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, каков сам человек. «Человек, знающий себя, знает и то, что для него будет хорошо, и различает то, что может сделать и чего не может» (Сократ). Знания в трактовке Сократа предстали в качестве единственного должного регулятора и надлежащего критерия человеческого поведения – «познай самого себя».
Идея самообразования породила целую эпоху - эпоху Просвещения. Отвечая на вопрос "Что такое Просвещение?", И.Кант процитировал латинский девиз: "Имей мужество пользоваться собственным умом!". Философы и педагоги того времени провозглашали необходимость стремления к знанию, основанному на разуме. Джон Локк создал теорию познания на основе учения психологии сознания, положив начало педагогике как науке, изучающей личность.
Он считается идейным отцом метода интроспекции, «смотрения внутрь», хотя основания Джона Локка содержались также в декартовом тезисе о непосредственном постижении мысли. Деятельность нашего ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого внутреннего чувства – рефлексии. Рефлексия по Локку – это «наблюдение, которому ум подергает свою деятельность». Рефлексия предполагает особое направления внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта.
Еще один представитель эпохи просвещения, Вольтер, подчеркивал необходимость самообразования и приобщения к культуре. Екатерина Вторая вела переписку с Вольтером и активно занималась самообразованием и приобщением к европейской культуре.
Таким образом, уже тогда возникает понятие рефлексии, которое отождествляется со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагироваться от всего внешнего и телесного. Уже поднимаются вопросы, связанные с индивидуальностью, провозглашается новая ценность – ценность человеческого «Я».
В историческом плане самообразование, самообразовательная деятельность развивались как понятия педагогики на основе содержания и объема понятия «самостоятельная работа» и сопоставления всех трех понятий между собой.
В целом же, исследование проблемы самоанализа учителя выстраивалось с точки зрения критического отношения учителя к профессиональной деятельности в прошлом, настоящем и будущем, которое базируется на аналитических и ассоциативных способностях, самостоятельности, логике.
Еще до возникновения марксизма многие мыслители (особенно социалисты-утописты) отстаивали важность и необходимость всестороннего развития человеческой личности. А Маркс и Энгельс впервые научно обосновали задачу всестороннего развития и саморазвития личности как историческую необходимость. Они говорили о том, что человек в процессе взаимодействия с окружающей средой как раз и попадает в русло процесса самообразования, происходит развитие и формирование его личности.
Учителя нередко подменяют анализ собственной деятельности, связанный с рефлексией, с поиском причин успешности или неуспешности своей работы, простой констатацией сделанного, а неудачи в подавляющем большинстве объясняются внешними причинами. При этом полностью или почти полностью исключаются из анализа результаты взаимодействия и воздействия на учащихся, их реакция на действия учителя. Поэтому в практике нередки случаи, когда учитель знает и использует в своей работе многообразные методы, внешне уроки выглядят красочно, ярко, а результат обучения – низкий.
Анализ собственной деятельности помогает учителю осознать возникающие у него трудности в работе, найти грамотные пути их преодоления. Н.В. Кузьмина в книге «Очерки психологии труда учителя» (1967 г.) писала, что «трудность – субъективное состояние напряженности, которое вызывается внешними факторами деятельности, зависит от характера самих факторов, образовательной, нравственной и физической подготовленности человека к деятельности и от отношения к ней». А.Н. Леонтьев говорил, что «трудность – состояние, когда появляется «разрыв в деятельности». Трудности могут быть преодолимыми или объективно или субъективно непреодолимыми. Первые, как показывает практика и специальные исследования, выполняют стимулирующую функцию, заставляют учителя провести тщательный анализ, выявить причины, наметить пути их устранения. Вторые выступают в качестве тормоза, препятствуют процессу его совершенствования. Трудность возникает лишь тогда, когда учитель осознает стоящую перед ним задачу, но не знает путей ее решения, или когда его не удовлетворяют результаты работы. Таким образом, трудности возникают только у ищущих, творчески работающих учителей.
В контексте истории педагогики мы видим, что термин саморазвития близок зачастую терминам «самоанализ», «самообразование».
Если говорить о понятии профессионального самоанализа в контексте истории педагогики, то можно вспомнить например определение ученого Богомаза С.Л. - «самоанализ - психологический процесс выявления профессионально значимых особенностей собственной личности, процессу объяснения и оправдания качества и значения результатов своего труда, поведения и образа жизни». и говорит, что самоанализ – это «решающее средство неуклонного повышения профессионального мастерства и самоусовершенствования».
Сейчас образование и самообразование, развитие и саморазвитие являются критерием благосостояния общества. В условиях динамичного развития социума перспективной является концепция образования и развития на протяжении всей жизни человека, и именно на этом утверждении основывается наша работа.
Библиографический список:
1. Андрагогика постдипломного педагогического образования/ под ред. Вершловского С.Г, Сухобской Г.С. – СПб: СПб АППО, 2007. – 195 с.
2. Самоанализ в системе аттестации преподавателей /Иванов В.В. [и др.]. // Качество образования: достижения, проблемы. - Материалы конференции 17-20 апреля 2001 г. –Новосибирск, 2001. – с. 112 – 116.
3. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М.: Просвещение, 1994. – 205 с.