РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.А.И.ГЕРЦЕНА

Интернет-форум в рамках Всероссийской научной педагогической олимпиады аспирантов на тему: "Современные педагогические исследования: взгляд в историю 

Беляева Юлия Валерьевна,

РГПУ им. А.И.Герцена

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В АНГЛИИ И РОССИИ

          Современную ситуацию в российском образовании можно фиксировать как ситуацию перехода от существующих жестко заданных и закрепощенных традициями структур к инновационной модели университетов, основой которой является гибкая структура, несущая логику изменений.

          Приоритетный национальный проект «Образование», с точки зрения Грибова Е.Н. и Кузнецова И.А. [1], направлен на обустройство перехода вузов к инновационной модели. Вместе с тем меняется содержание учебных программ и их организация, меняется само представление о том, как сейчас устроено знание, и кем, оно производится.

          Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в 21 веке главной задачей образования должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора  и умение выходить из ситуации выбора без стрессов.

          В связи с переходом на многоуровневую систему подготовки студентов, образовательное пространство для студента начинает задаваться уже не столько какой-то жестко определенной, единой для всех учебной программой, сколько осознанием различных образовательных предложений и их определенной соорганизацией.

          Модернизация современной системы высшего образования характеризуется направленностью на реализацию личностно-ориентированного образовательного процесса. Изменяется характер взаимодействия субъектов образовательного процесса [1]. Наряду с традиционными позициями преподавателя вуза (профессор, куратор) появляются новые ролевые функции - тьютор, фасилитатор, академический консультант.

          Исторический аспект проблемы развития тьюторского сопровождения студентов раскрывается многогранно в зависимости от рассматриваемой страны.

          Тьютор (от англ, tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун». (Интересно, что в Британской энцикло­педии последнего издания понятие "tutor” встречается в двух случаях — в статье "Computer-assisted instruction" и в статье "Special education"). Тьюторство как одна из институционализированных форм наставничест­ва возникло в первых Британских университетах — Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.), главной задачей которых была подготовка духовен­ства, являвшегося в Европе практически единственным грамотным со­словием, имеющим отношение к процессу воспроизводства культуры[3]. По традиции эти университеты давали только гуманитарное образование.

          Отличительной чертой университетского сообщества того времени и главной, объединяющей всех ценностью, была свобода (преподавания и учения). Тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была  тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.

          Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

          К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в уни­верситетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подо­печных. В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях; фактически, тьютор заменяет студенту родителей[2]. В XVII веке тьюторская система официально признается ча­стью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. В течение XVIII—XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней.

          Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий (Director of studies), обеспечивающий учебу студентов и дающий им советы по работе в каникулярное время; моральный наставник (moral tutor), отвечающий за жизнь студента в университете в самом широком смысле этого слова; тьютор (tutor), осуществляющий сопровождение обучения студента в течение учебного года. В Оксфордском университете эти три функции выполняет, как правило одно и то же лицо, В Кембриджском, а также в ряде других университетов тьютор, ведущий практические занятия со студентами, называется «supervisor».

          Ситуация в образовательной культуре России складывалась иначе.

          Германская модель университета, которую унаследовала Россия, не предполагала института тьюторов[2]. Ко времени возникновения первого университета в России (1755 год – на 600 лет позже, чем в Европе), университет как институт образования «оброс» системой кафедр и программ изучения каждого курса. В России это было введено как должное. Своих и иностранных преподавателей было мало, То есть никаких условий для возникновения внутреннего и внешнего свободного и открытого образовательного пространства, а значит и сопровождения движения в нем не было.

          Наставничество складывалось среди домашних учителей, но если сравнивать их с тьюторами то видно, что им не хватает корпоративности, открытого образовательного пространства, - существовал только индивидуальный подход к подопечному.

          В русскую педагогическую практику слово тьютор (тутор) было введено англофилом М.Н.Катковым (13 января 1868 года был учрежден Лицей Цесаревича Николая в Москве, где предусматривалась эта должность)[2]. Главной задачей тьютора – индивидуальное воспитание вверенных ему учеников.

          Исследованием особенностей реализации тьюторской технологии в высших учебных заведениях занимались педагоги нашей страны (М.С.Бернштейн, Н.К.Гончаров, Т.А.Ильина, Т.М.Ковалева и др.) В частности, на необходимость введения тьюторского сопровождения в отечественных университетах было указано в 1975году на научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов МГУ, и в качестве примера был приведен опыт применения тьюторского сопровождения в Англии.

       Имеется и практический опыт применения тьюторского сопровождения в нашей стране. С 1993 года проводится исследовательская работа по внедрению тьюторской технологии в Новосибирском и Ростовском  и Красноярском государственных университетах.

          В настоящее время тьюторская система в современных вузах находится только на этапе становления, однако составляющие компоненты тьюторских функций уже реализуется в отдельных вузах и школах(РУДН, ТАУ, Линк, Высшая антропологическая школа, Удмурский госуниверситет).

          Итак, проведя анализ исторического развития и становления тьюторства, следует сделать вывод о том, что эта система, зародившаяся еще в XI веке, нашла свое развитие в вузах и школах европейских стран.

          Сегодня, во время информатизации общества, при переходе на двухуровневую систему высшего образования, при увеличении самостоятельной работы студентов уместно говорить о новой инновационной деятельности педагога высшей школы – тьюторстве.

          В Российской системе высшего образования тьютор, опираясь на личностно-ориентированный подход, может выполнять функцию академического и личностного сопровождения посредством организации эффективного учебного процесса, проведения семинаров, консультаций, тьюториалов, бесед, контроля за успеваемостью, помощи в дистанционном обучении, индивидуальных консультаций, анкетирования, разрешение внутригрупповых и личностных конфликтов.

 

Литература:

 

1.              Грибов Е.Н., Кузнецов И.А. Тьюторское сопровождение процесса профессионализации в высшей школе //Статья на 14-ю ежегодную Всероссийскую научно-практическую конференцию по педагогике развития "Педагогика развития: институциональные переходы в сфере образования"

2.                  Игнатьева Е.П. Тьюторское сопровождение как педагогический феномен// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. - №6. – С.86-92.

3.              Уваров П. Университеты и идея европейской общности // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. - М.: Наука, 1993. - С. 117.

 

Перейдя по данной ссылке, Вы перейдете на ФОРУМ, где сможете обсудить материалы и задать свои вопросы

http://olimpiada2011.forumssity.ru/

PS Не забудьте зарегистрироваться, указав НАСТОЯЩУЮ ФАМИЛИЮ И ИМЯ!

© 2011 beliaeva yulia

Конструктор сайтовuCoz